Самодельный двигатель

       Общий вид самодельного двигателя.  Рядом сидит  мой старший сын

Я видел в нем авиаконструктора, а он пошел по моим стопам, стал прокурором.

сам.дв. (1)

Этот двигатель изготовлен мной в начале 90-х годов.  Двигатель предназначался для использования в качестве силового

агрегата   на аэросанях. Конструктивно двигатель представляет собой оппозит, объемом 346х2= 692 кубических сантиметров, мощностью около 36 л.с.

Вообще производство двигателей ассоциируется с заводом, станками с ЧПУ, конструкторским бюро, НИИ, с штатом высококвалифицированных ИТР и рабочих высокого разряда.

У меня возникла амбициозная цель построить своими силами двухцилиндровый,  оппозитный двигатель, мощностью около 40 л.с. Такой двигатель мне нужен был для установки на аэросани, так как ранее построенные мной аэросани с пускачом ПД-10, развивали небольшую скорость, а по рыхлому снегу еле еле позли.

За основу я взял двигатель построенный Белошапкиным и Буяновым, общая схема которого была опубликована в одном из номеров журнала МК.

Для изготовления двигателя необходимы следующие детали: 1.Два цилиндра от двигателя ИЖ "Планета". 2.Два коленчатых вала от тракторного пускового двигателя ПД-10 вместе в шатунами, поршнями и поршневыми пальцами, сальники коленвалов, два карбюратора (карбюраторы можно использовать и планетовские, что предпочтительнее), также маховик.

Вот и все детали необходимые для самостоятельной постройки двигателя. Картер двигателя изготовлен из дюралюминия, заготовки были отлиты на заводе по моим макетам картера. Последний состоит из двух половинок. Половинки картеров расточены и профрезерованы в совхозной мастерской.

Половинка картера 009

Половинка картера 005

 

Половинка картера 004

Половинка картера 008

 

Левая половинка картера (со стороны маховика, воздушного винта).  Правая половинка картера идентичная, но в отличие от левой, в нее ввернуты шпильки для переходника для крепления магнето.

Переходник для магнето 002

Переходник для магнето 001

 

Переходник для крепления магнето.

 

Токарь, имеющий большой опыт работы заметил, что всякое точил, на чтобы детали самодельного двигателя, такое не приходилось никогда, при этом лукаво смотрел на меня. Его многозначительный взгляд говорил, что парень у тебя ничего не получится. Но свою работу сделал как подобает.

Коренные подшипники использованы опорно -упорные, радиальные подшипники использовать нельзя, так осевое давление со стороны воздушного винта быстро выводит их из строя.

В обоих половинках картера, со стороны крепления цилиндров просверлены отверстия диаметром 3мм для смазки опорных подшипников. Так как двигатель двухтактный, подшипники смазываются маслом, который добавляется в бензин.

Сборка двигателя в следующем порядке; вначале на хвостовики коленвала насаживаются подшипники, а в гнезда половинок картера запрессовываются сальники.

Затем половинки картеров насаживаются на хвостовики коленвала, передний и задний и стягиваются равномерно с помощью шпилек и 4-х гаек. Здесь необходимо отметить, что в одну половинку картера запрессованы шпильки.

Между половинками картера ложится прокладка из тонкого картона, затем половинки картера стягиваются.

После чего в цилиндры вставляются поршни, которые уже запрессованы на шатунах коленвала, между цилиндрами и картером вставляется также прокладка из тонкого картона и цилиндры притягиваются 4-мя гайками к картеру.

На передний хвостовик устанавливается штатный маховик пускача. К нему прикручивается ступица воздушного винта, предварительная насаженная посредством шпонки на конусную часть хвостовика.

На задний хвостовик, через проставку прикрепляется магнето. На проставке имеются 12 отверствий, которые необходимы для регулировку зажигания путем изменения положения магнето.

Для установки зажигания снимаются головки цилиндров, можно снять одну головку. Затем проворачивается по часовой стрелке коленвал, так, чтобы поршень не доходил до верхней мертвой точки 2,5-3мм.

Магнето устанавливается так, чтобы в этот момент между электродами свечи зажигания проскакивала искра. Двигатель заводится так же как тракторный пускач, посредством пускового шнура вставленного в канавку маховика.

Двигатель был установлен на одноместные аэросани собственной конструкции. Скорость по насту доходила до 90 км/час, по рыхлому снегу до 35-40 км/час. Двигатель эксплуатировался несколько лет.

После приобретения авиационного пятицилиндрового звездообразного двигателя мощностью 160 л.с.  от самолета ПО-2 (У-2) конструкции Н.Н.Поликарпова, я взялся за постройку двухместных аэросаней под этот двигатель. Но эта тема для другого разговора.

Построив указанный двигатель, я удостоверился, что своими силами можно построить вполне работоспособный двигатель,   который можно использовать для практических целей. Как говорится, не боги горшки обжигают.

Преимуществами данного двигателя являются его относительная простота  изготовления, легкий удельный вес, т.е. отношение мощности к весу. В отличие от автомобильных двигателей в данном двигателе на единицу мощности приходится меньший вес, что немаловажно для летательных аппаратов и аэросаней.

Малое количество деталей в общем, и движущихся в частности, что приближает к одному из постулатов механики, чем меньше движущихся частей, тем надежнее механизм.

К недостаткам можно отнести то,что  для заводки двигателя необходимо прилагать значительное усилие, так как компрессия в обоих цилиндрах одновременно, противодействуют вращению коленвала.

Доходило до того, что при попытке вращения коленвала шнуром, сдвигались с места аэросани, пока на лыжи не были поставлены подрезы.

Еще к одному недостатку можно отнести слабую искру для воспламенеия рабочей смеси, в связи с тем, что используемое магнето предназначено для одноцилиндрового двигателя и энергии искры на два цилиндра явно маловато, хотя двигатель заводился и с этим магнето.

Для надежного искрообразования можно увеличить количество витков высоковольтной катушки. Но я пошел другим путем, составил тандем из двух магнето, т.е. на каждый цилиндр свое магнето.

Можно также поставить электростартер с аккумуляторной батареей. Но в этом случае необходимо ставить генератор и реле-регулятор напряжения. Увеличится общий вес аэросаней, что нежелательно.

Двигатель можно ставить на двухместные аэросани, но если использовать аэросани в одноместном варианте, установка стартера, аккумулятора и других электроприборов вполне оправдано.

Двигатель работал в паре с самодельным блочным винтом диаметром 1300мм, постоянного шага. Воздушный винт из цельного прямослойного сухого  березового бруска, который изготовлен на деревянном стапеле, по шаблонам. После доводки винт полируется, покрывается горячей олифой, оклеивается тканью на эпоксидной смоле.

Рабочую поверхность винта на одну треть от конца лопасти необходимо оковать тонкой жестью для предохранения от повреждений. Винт тщательно балансируется, после чего окрашивается в яркие цвета. На аэросанях обязательно должно быть ограждение, так как с большой скоростью вращающийся воздушный винт почти не виден.

По публикациям из технической литературы, я знаю много примеров удачно изготовленных самодельных двигателей внутреннего сгорания (не говорю о двигателях внешнего сгорания), которые применялись в различных областях технического творчества, в сверхлегкой авиации, снегоходной технике, автомобилях, мотоциклах, аппаратах на воздушной  подушке и других экзотических транспортных средствах.

Для постройки самодельных двигателей, в основном используются узлы и детали двигателей промышленного производства, в основном детали малолитражных двигателей, от мотоциклов, мопедов, бензопил, мотопомпы, лодочных моторов, но есть примеры изготовления и этих деталей своими силами.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям.
Общайтесь со мной.

2 thoughts on “Самодельный двигатель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>