Зарядное- автомат, для аккумуляторов

Все автомобилисты, как профессионалы, так и любители знают, какое хлопотное дело, зарядка аккумуляторов. Чтобы аккумулятор исправно служил, нужен за ним надлежащий уход.

Я уже не говорю о том, что его надо содержать в чистоте, так как загрязненный аккумулятор имеет обыкновение разряжаться, что не способствует его длительному сроку службы.

Также необходимо поддерживать соответствующую плотность электролита. В условиях зимней  эксплуатации плотность  должна быть выше, чем летом. Плотность электролита измеряется ареометром и в каждой банке она (плотность) должна быть одинаковой.

Оптимальная плотность электролита зимой должна быть 1,27. Зарядный ток должен соответствовать емкости аккумулятора в ампер- часах.

Например если аккумулятор имеет емкость 50 а-ч, зарядный ток должен быть не более 5 ампер, в противном случае могут разрушиться и прийти в негодность свинцовые пластины аккумулятора. Можно заряжать и  меньшими значениями силы тока, но в этом случае время зарядки аккумулятора увеличится.

При зарядке классическим  способом, важно своевременно отключить полностью заряженный аккумулятор от зарядного устройства, так как перезарядка вредно влияет на долговечность аккумулятора. Однако на практике не всегда удается своевременно отключить зарядное устройство, по тем или иным причинам.

Самым оптимальным для этих целей, т.е. для своевременного прекращения зарядки полностью заряженного аккумулятора, использовать зарядные устройства- автоматы, которые четко сработают в необходимое время.

Принцип работы и электрическую схему автомата для зарядки аккумуляторов, предложил австралийский журнал "Electronics Australia".

Ниже приведена принципиальная электрическая схема автомата для зарядки аккумуляторов. Радиоэлементы заменены на отечественные.

Схема автомата для зарядки аккумуляторов

Принципиальная электрическая схема автомата для зарядки аккумуляторов

Особенностью схемотехнического решения автомата для зарядки аккумуляторной батареи, является то, как вы видите, нет двухполупериодного диодного моста, который обычно присутствует в подобных электронных устройствах, для выпрямления переменного напряжения, снимаемого со вторичной обмотки понижающего трансформатора.

А также то, что при достижении полного заряда аккумулятора, зарядное устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи. Общеизвестно, что перезарядка аккумулятора, негативно влияет на ее долговечность, сокращает срок службы и преждевременно приходит в негодность.

В данном устройстве роль диодного моста выполняет тиристор V4, который является однополупериодным выпрямителем, заряжающим аккумуляторную батарею. Тиристор V4 открывается в тот момент, когда на его управляющий электрод поступает импульсы положительной полярности через цепочку, которая состоит из резистора R1 и диода V3. В это время другой тиристор V1, закрыт.

Он (V1) открывается, когда напряжение на движке потенциометра R4 достигает напряжения пробоя стабилитрона V2, при этом управляющий электрод тиристора V4 закорачивается на "землю", т.е. на общий минусовой провод и зарядка аккумуляторной батареи, прекращается. Потенциометр (переменный резистор) включен параллельно аккумулятору и его сопротивление устанавливают движком так, чтобы тиристор V1 срабатывал при достижении полной зарядки аккумуляторной батареи.

Схему автомата для зарядки аккумулятора можно дополнить системой индикации, которая оповещает загоранием светодиода об окончании заряда аккумулятора. Для этого параллельно тиристору V4 необходимо подключить дополнительную цепочку, состоящую из диода, резистора и светодиода. Когда тиристор закрыт (что говорит о полной зарядке аккумулятора), загорается светодиод. Ну а если аккумулятор еще не заряжен до требуемого напряжения, обычно это 13,7 вольт, светодиод не горит.

Необходимые радиодетали, для сборки автомата для зарядки аккумуляторов

Полупроводниковые приборы:

1. Тиристор V1- КУ201; 2. Тиристор V4- КУ202;

3. Диод V3- Д226; 4. Стабилитрон V2- Д814.

Резисторы:

1. R1- 1Вт, 33 Ом; 2. R2- 1Вт, 39 Ом; 3. R3- 1К; 4. R5- 0,5Вт, 47 Ом.

5. R4- потенциометр (переменный резистор)- 750 Ом.

Конденсатор электролитический

1. С1- 50,0 х 20В.

Понижающий трансформатор

Т1 - 220В/12B, Мощность - 150 Bт.

Детали автомата для зарядки аккумуляторов можно собрать на печатной плате из фольгированного гетинакса или текстолита. Изготовить плату можно путем химического травления или сформировать токонесущие дорожки  резаком, изготовленном из ножовочного полотна по металлу.

Можно также применить и навесной монтаж, но при этом монтажные провода должны быть соответствующего сечения, чтобы монтаж был жестким, для исключения провисания монтажных проводов.

Корпус можно применить готовый, подходящих размеров. Но можно изготовить из алюминиевых листов, 2-3х миллиметровой толщины.

Желаю, чтобы ваш аккумулятор долго и безотказно работал, не доставляя лишних хлопот. И удачи на дорогах.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Понравилась статья? Расскажите друзьям.
Общайтесь со мной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>